Учителю и методисту об УМК «Окружающий мир» проекта «Школа креативного мышления».

 

image001

 

 Учебно-методический комплекс «Окружающий мир» создан в рамках проекта «Школа креативного мышления» для обучения предмету в начальной школе.

 

В этой презентации мы ответим на вопросы:

  1. Каковы особенности этого УМК и какие преимущества получает учитель и учащиеся при использовании комплекса.
  2. Каким образом в данном комплексе реализуются требования ФГОС-2 для начальной школы.
  3. Как приобрести УМК.
  4. Как будут поддерживаться учителя, работающие с данным УМК.

 

Главное отличие УМК – это постоянная, на каждом уроке, интеллектуально-креативная деятельность учащихся. Основным инструментом для организации такой деятельности служат открытые вопросы.

image003

 

Изучение предмета через открытые вопросы увлекательно.

При этом происходит непроизвольное запоминание материала. Ведь то, что мы с интересом обсудили, запоминается как бы само собой, без напряжения.

image005

 

А вот эти герои будут помогать учителю вести уроки.

  • Кот Потряскин – это образ креативного, любопытного ученика. Он задаёт интересные вопросы, имеет на всё своё мнение, бросает вызов.
  • Пёс Бармалей – это образ троечника, при этом хорошего друга, живого и любознательного. Это троечник, но при этом никто не скажет, что в какой-нибудь школьной иерархии он окажется «второго сорта». Пёс помогает поднять статус слабого ученика в классе. А некоторые его вопросы и высказывания позволяют учителю проговорить, обсудить на уроке неправильные стереотипы и заблуждения детей.
  • Профессор Ирина Юрьевна Умнова – это образ успешной, современной женщины-учёного, от которой учащиеся получают различные интересные факты об окружающем мире. Во многих детских книгах и учебниках используется образ профессора, но почему-то практически всегда это мужчина. А ведь в начальных классах дети обычно получают знания от женщины! Наш профессор – Ирина Юрьевна – поднимает статус женщины-учителя.

image007

 

Вот разворот одного урока. В первом классе каждый урок – на одном развороте. Это удобно детям и удобно учителю. Внимание ребёнка не «съезжает» на другую тему.
Урок посвящён теме знакомства детей. Обратите внимание, как много детских имён в уроке – и этот подход остаётся во всём учебнике. Не секрет, что дети с редкими именами подвергаются иногда в классе психологическому давлению, их дразнят другие дети. С самого начала вы через учебник будете формировать у детей толерантность, привычку нормально воспринимать непривычные имена. В учебнике будут как старые славянские, но возрождающиеся сейчас имена, так и имена, принятые у разных народов.

image009 

 

Вот разворот еще одного урока. Этот урок посвящён изобретателям и изобретательству.
В нём явно выражена линия патриотизма. На этом уроке и в дальнейшем учащиеся не раз убедятся, как важно научиться придумывать новые полезные вещи. Поймут, что весь мир предметов – это мир изобретённый. Это не случайная тема в учебнике – ведь воспитание такого понимания – необходимый элемент перехода к инновационной экономике.

image011

 

А теперь поговорим, как этот УМК позволить Вам быть «во всеоружии» перед ФГОС.
Во ФГОС-2 для начальной школы есть один принципиальный недостаток, о котором мне в приватных беседах говорили учителя и методисты в разных школах России – они НЕ проработаны методически.
Вот важнейшие и действительно востребованные умения (навыки, компетенции), которые требует сформировать новый ФГОС:

  • Успешно решать жизненнные задачи
  • Сотрудничать и работать в группе
  • Осознанно высказывать свои мысли; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  • Осуществлять поиск необходимой информации

 

Таких и подобных требований во ФГОС прописано немало. Но для того, чтобы они нашли отражение в реальной педагогической практике, учителю нужен какой-то основной инструмент.
И такой инструмент есть – это уже упомянутые выше открытые вопросы и открытые задачи. Этот инструмент позволяет органично вплести в ткань урока и свободный диалог с решением жизненных задач, и работу в группах, развивает умения строить логическое рассуждение и высказывать свои мысли…

 

Вот примеры открытых вопросов:

  • Как познакомиться с человеком, который говорит на другом языке (1 класс, вопрос к уроку 5)
  • Звучит ли яблоко? (1 класс, вопрос у уроку 14)
  • Как ты думаешь, почему большие города обычно стоят на больших полноводных реках? (2 класс, вопрос к уроку 20).

Каждый из этих вопросов не имеет единственного и абсолютно правильного ответа. Могут быть разные, в той или иной степени верные, дополняющие друг друга ответы.
Подобные вопросы встречаются в каждом уроке на страницах учебника и рабочих тетрадей. А чтобы учителю было проще проводить урок, авторы в методическом пособии дают возможные ответы на эти вопросы.

image013

 

На этом слайде – обложки рабочих тетрадей (под названием «Классная тетрадь») и методического пособия.

В рабочих тетрадях к каждому уроку предусмотрено три задания:

  • Первое задание строится на картине из мировой сокровищницы живописи. К картине поставлен открытый вопрос, который вы обсудите с учениками. При желании учитель может остановиться на картине подробнее, рассказать о ней и о художнике что-то интересное. Для этого о картинах и художниках подготовлены справки в методическом пособии.
  • Второе задание – на проверку и контроль формируемых компетенций…
  • Третье задание – какой-либо открытый (творческий) вопрос для обсуждения или открытая задача для решения.

 image015

Вот пример картины – к уроку «Что значит учиться?» (№ 2, первый класс). Это картина Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец». И вопросы: кто и чему учится на этой картине? Легко ли девочке долго позировать?

image017

 

А вот пример картины к следующему уроку «Ты учишься в школе» (№ 3, первый класс). Это картина Бориса Михайловича Кустодиева. Здесь дети обсуждают вопросы: чем этот классс отличается от твоего? Зачем в нём печка, умывальник над бочкой, горшочек с едой на скамейке? Как ты думаешь, чему учили детей в школах Московской Руси?

В этом же уроке дети обсудят открытый вопрос: зачем нужно учиться слушать и понимать друг друга?

УМК «Школа кративного мышления» не исчерпывается учебниками, рабочими тетрадями и методическим пособием. Авторы приготовили также «Блокнот Юного исследователя» (практические и исследовательские работы) и брошюру «Физкультминутки».

image019

 

 Также удобно для учителя, что работа по данному УМК поддерживается сайтом  о-мир.рф

image021

 

На этом сайте Вы уже можете БЕСПЛАТНО скачать ПРОГРАММУ курса «Окружающий мир» и МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ в расширенном виде. На нём также можно скачать картины для показа через медиапроектор. И тексты для чтения к урокам для первого класса (для второго и остальных классов такие тексты также будут подготовлены) – тоже БЕСПЛАТНО. Тексты сопроводжаются вопросами, которые учат детей с первого класса правильно работать с информацией, запоминать, выделять главное. Те самые умения, которые будут у них проверяться позже с целью контроля соответствия требованиям ФГОС.
Но и это не всё. На сайте также БЕСПЛАТНО можно скачать электронное пособие, которое позволяет повторить с детьми основные понятия каждой пройденной темы. Вот как оно выглядит:

 image023

 

Работа над УМК будет продолжаться. Уже есть учителя-энтузиасты «Школы креативного мышления», которые готовят медиа-презентации по урокам УМК. Эти презентации также появятся на сайте.
Если Вы – творческий учитель, который хочет попробовать УМК «Школа креативного мышления», Вы сможете не только регулярно получать новые материалы через сайт, задавать вопросы другим педагогам и авторам, но и поучаствовать в нашей общей работе в качестве соавтора новых презентаций, идей, фото и видео-материалов.

Приобрести УМК «Окружающий мир» можно в издательстве «ВИТА-ПРЕСС»:

image025

 

 image027

 

 

Внимание! Рекомендуем также посмотреть:
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

 

Скачать презентацию (слайды).

Скачать презентацию с комментариями.